Прецедент: российский суд защитил цветовой товарный знак
Цветовые товарные знаки в нашей стране стали популярными относительно недавно, поэтому и судебной практики по их защите до сих пор практически не было. В этой связи можно назвать прецедентным решение, вынесенное в прошлом месяце Арбитражным судом Забайкальского края. Речь идёт о деле по защите цветовой схемы оформления АЗС крупной нефтяной компании.
Российские законы уже довольно давно (с 1992 года) допускают регистрацию определённого цвета в качестве товарного знака. При этом вплоть до недавнего времени предприниматели почти не пользовались этой возможностью, однако в начале 2017 года ситуация изменилась: сразу три ведущих российских компании приняли решение зарегистрировать свою фирменную цветовую схему: крупнейший в стране банк «Сбербанк», компания МТС, и «Газпром». По словам представителя юридической практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» Игоря Матвеева, цветовые товарные знаки обладают весомым преимуществом – их обозначение становится более узнаваемым по всему миру, невзирая на языковые и культурные различия.
Забайкальская фирма «Петровскнефтепродукт» также решила, что использование всемирно известной цветовой схемы может значительно улучшить имидж их АЗС, и оформило свои тринадцать автозаправочных станций в красно-жёлтой схеме нефтяного гиганта «Шелл». В свою очередь, узнав об этом, иностранная компания решила подать в суд (дело A78-6764 2017).
Изучив материалы дела, суд принял решение заставить ответчика снять спорное оформление в течение 45 дней, а в случае нарушения этого срока – установить штраф в размере 10 тысяч рублей за каждый день просрочки. Таким образом, впервые в российской судебной практике было признано неправомерное использование цветового товарного знака.